Художественная литература в художественной литературе означает прозаический текст, не относящийся к действительности, то есть не отсылающий к действительности. Эта концепция стала популярной в 19 веке, но ее значение обсуждалось на протяжении веков.
Термин «художественная литература» часто ассоциируется с общей повествовательной формой речи, охватывающей как историческое повествование, публицистику, так и автобиографическую литературу, не забывая и о художественном жанре, основанном на воображении. Утверждалось даже, что всякая фантастика — это вымысел. Из-за этого проблематичного разделения полезно выяснить, что означает термин «художественная литература» в литературных исследованиях и чем она, как нереферентный жанр, отличается от референциального исторического повествования.
Художественная литература может относиться к реальности, но она не обязательно относится к какому-либо реалистичному объекту. Не вся среда и люди в художественной литературе обязательно «придуманы». Например, в «Анне Карениной» персонажи произведения вымышленные, но среда событий — Петербург и Москва — места реальные.
Нарратив, с другой стороны, означает серию утверждений, которые «имеют дело с цепочками событий, касающихся людей, находящихся в причинно-следственной связи». Риммон-Кенан, с другой стороны, также вводит этот термин как продолжение вымышленных событий повествования, за повествование которых отвечает текст. Основываясь на этих точках зрения, можно констатировать, что термин «нереференциальный нарратив» означает цепочку вымышленных событий, отсылающих к собственному воображаемому миру.
Разница между художественным и историческим повествованием
Самый простой способ изучить природу художественной литературы — сравнить ее природу с референтным историческим повествованием. Историческое повествование, например биография и автобиография, как следует из названия, касается реальных исторических событий и исторических личностей. В историческом тексте личностное описание остается объективным: рассказчик не может знать чувства и мысли субъекта своего письма или по своему желанию перемещаться во временных структурах. В художественном нереференциальном повествовании возможно как описание психики героя рассказа, так и свободный порядок времени. Именно эта свобода художественной литературы представить даже всю жизнь как единое целое, даже в пределах короткого рассказа, лучше всего отличает эти два вида литературы — художественную и историческую — друг от друга.
Различия между художественным произведением и историческим повествованием можно рассматривать в зависимости от личности рассказчика. Вымышленность повествований от третьего лица легко понять: в художественной литературе рассказчик способен проникнуть в сознание главного героя и рассказать читателю то, что историческое повествование никогда не сможет передать. Вымышленные черты третьего лица лучше всего проявляются в описаниях смерти. В биографическом повествовании описание смерти, таким образом, сообщает вымысел повествования, поскольку ни один автор подлинно исторического повествования не может знать чувств главного героя своего произведения в момент смерти.
Однако историческая биография также часто пытается интерпретировать сознание третьего лица, используя так называемый психонарратив, основанный на догадках и рассуждениях. В психонарративе рассказчик остается четко отделенным от языка субъекта повествования и тонко делает выводы о возможных мыслях и чувствах человека.
Повествование от первого лица особенно часто используется в автобиографиях. Таким образом, как референтный жанр он относится к реальному говорящему и его прошлому. Поскольку автобиографическое повествование «правдиво», роман, рассказанный от первого лица, является «ложным». Поэтому автор не претендует на то, чтобы писать реальные факты, и его язык может быть истолкован как вымышленный. Таким образом, автобиографический роман вполне имитирует настоящую автобиографию.