Теория музыки — это любая система или набор систем, предназначенных для анализа, классификации, сочинения, понимания музыки и информирования о ней.
Синтетическим определением было бы следующее: словесное описание музыкальных элементов и взаимосвязь между символизмом музыки и ее практическим исполнением. В целом, теорией музыки можно считать любое утверждение, убеждение или концепцию музыки (Борец, 1995).
Теория музыки имеет неоднозначное функционирование, как описательное, так и перцептивное. Это попытка определить практику и, следовательно, влияние.
Обычно следует шаблону намерения сократить практику составления правил и/или идей и действий в соответствии с ними.
Как и в любой области знаний, в теории музыки существует несколько школ, которые могут иметь разные концепции. Разделение теории на области изучения не является консенсусом, но в целом любая школа имеет как минимум:
Музыкальный анализ, изучающий элементы звуковых и музыкальных структур, а также музыкальные формы, включающий в себя: гармонию, мелодию, контрапункт, ритм, форму, темп, композиционную технику, сольфеджио, восприятие и диктовку;
Музыкальная эстетика, включающая деление музыки на жанры и музыкальную критику;
Музыкальная нотация, которая изучает системы письма, используемые для графического представления музыкального произведения, позволяя исполнителю исполнять его так, как желает композитор или аранжировщик, и наиболее популярными формами которого в настоящее время являются ноты, табулатуры и табулатуры.
В партитуре расположение и идентификация нот осуществляется с помощью нотоносца, который может быть построен в трех ключах: ключ «соль» для высоких инструментов, ключ «до» для средних инструментов и ключ «фа» для низких инструментов. Ключ служит, помимо прочих функций, для определения местоположения музыкальных нот, например: ключ «до» называет ноту «до» в 3-й строке. Табулатура, с другой стороны, сообщает о местоположении инструмента, на котором следует играть, без обязательного указания, к какой ноте относится это местоположение, и наиболее часто применяется при написании соло и мелодических линий. Шифр, в свою очередь, не представляет собой систему поиска и ссылки на ноты на нотном стане или инструменте, а основан на символике нот или аккордов посредством букв или графических символов.
В области музыкальной теории было много великих аналитиков, в том числе: Шенберг, Рамо, Штраус и Вагнер.
Академическое изучение музыки также осуществляется музыковедением. Однако это отличается от музыкальной теории, поскольку изучает историческую и антропологическую точку зрения на музыку, изучает нотную запись, инструменты, дидактические методы, акустику, историю музыки и саму музыкальную теорию с точки зрения историко-эволюционного взгляда на инструменты. и их музыканты.